alienist_l

Categories:

Размышления о единоборствах. Фрагменты

Это расширенная запись мысли о единоборствах в разрезе двух постулатов: связность мира у древних, избыточность культуры.

Интересный разговор состоялся с Ишаном, когда шли на пароме на Бантаян. Я спросил, почему он, индус, не занимается индийскими боевыми искусствами. «Too traditional»,- коротко ответил он. И немного погодя, развил тему. Разговаривая с ним, я параллельно думал, что технический арсенал и сам облик единоборств в точности отражает существующее в данный исторический момент культурное пространство. Собственно, является ее неотъемлемой частью. В те давние времена мир в представлениях людей был един и беспределен, если смотреть вверх, на Небо и Бога. И..очень ограничен, если смотреть на пространство и ойкумену. Ограничен границами культурных традиций, ареалом влияния религии, самим ходом жизни, естественной для данных условий. В те давние времена, когда складывались и развивались различные боевые системы, доминировала идея неразрывной связи Неба и Земли. Мира божественного и мира человеческого(тварного), мира надлунного и подлунного. Строители католических соборов пытались, каждый в меру таланта и средств, отразить величие Бога. А непальские резчики по дереву до сих по делают свои прекрасные и сложные узоры, посвящая их божеству. В эти же времена складывались и боевые искусства. И как мне кажется, по тем же принципам. И сейчас, глядя на движения в калари-паяту, я вижу молитву, йогу в движении. В них много сакрального, традиционного, отсылающего к божеству. И думаю я,что воевали между собой на тех же принципах. Разумеется, у меня нет прямых доказательств, и эта мысль вполне может быть исторически наивной. Хотя косвенный аргумент все же приведу- это описание битвы Пандавов и Кауравов в Бхагавад-Гите. Впрочем,это скорее, литературно-религиозный памятник, нежели исторически достоверное описание поведения бойцов сражающихся сторон. И все же,все же..

Продолжая эту мысль, можно высказать предположение, что развитие национальных боевых систем( кстати, национальными они стали много позже, уже в новейшее время) пошло по этому пути в тех регионах мира, где были сформированы мощные религиозно-философские системы. В качестве примеров можно привести дестрезу с ее математичностью, уже упомянутое калари-паяту, японские боевые системы( обобщенно к ним можно применить термин «бусидо-практики»). Про Китай понимания у меня меньше. В этом ряду особое место занимают брунейские, малайзийские, филиппинские боевые системы. Я достоверно не знаю ход истории этих мест, но, глядя на карту мира, можно видеть, что эти регионы находились одновременно на периферии и на стыке влияния всех известных религиозно-философских течений. Такое положение, а также местонахождение на перекрестке торговых путей привело к формированию боевых систем с набором иных характеристик. Как мне кажется, эти боевые системы были более секулярными, в меньшей степени происходили из религиозно-философских систем,а значит, в меньшей степени следовали за постулатом «Единство Неба и Земли». Еще одним отличием, непосредственно связанным с предыдущим, была бОльшая практикориентированность. В целом, эти системы предназначены длябыстрого убийства либо выведения из строя противника путем нанесения ему тяжких увечий. В общем и целом, боевые системы этих регионов- свод практичных, приземленных умений в основном оружного боя. Это далеко не молитва в движении. В этих системах отсутствуют понятия «энергия», «ци», «чакры» и все в таком духе. И они в меньшей степени отражают философско-этический базис эпохи в явной форме. Современное нам общество- это безусловно общество секулярное, безрелигиозное в своих основах. В нем идея Единства Неба и Земли уже давно не является стержневой и смыслообразующей. Мы живем в мире идеи о бесконечной, расширяющейся Вселенной с триллионами звезд, а также в царстве расцвета индивидуализма. И современные нам боевые системы и практика научения отражают это мировоззрение. Они больше никак не связаны с Небом(зачем, ведь там никого нет). Современные практики реального боя основана на других идеях: личная безопасность, здоровье, боевая эффективность. Разумеется, характерных черт больше, но мне интересно сейчас выделить именно эти в рамках текущего рассуждения.

Есть еще одна существенная характеристика, которая сопровождает любую практику любого боевого искусства: происходит приобщение к культурному, философски-религиозному коду того региона, откуда родом данная боевая система. Причем в современных условиях отсутствие такого кода само по себе является культурным кодом. Как это произошло, например, с филиппинскими, малайзийскими, брунейскими, индонезийскими боевыми системами. И это-одна из психологически важных причин, почему я занимаюсь именно этими боевыми системами. Потому что они не зовут меня в какую-то конкретную религию и философию. Это я хочу определять для себя сам.

Теперь попробую эту же тему под другим углом зрения. Еще один тезис, который хотелось бы обдумать применительно к практикам боя. Тезис звучит так- культура всегда избыточна.

Однажды днем, в Биканере, я стоял на перекрестке двух узких улиц и долго смотрел вверх. На один дом, который был сплошь покрыт удивительной, безмерно сложной деревянной резьбой. Я Я стоял и пытался представить, сколько же времени ушло на эту красоту и сложность, как непомерны, огромны и избыточны эти усилия. Я уже немного знал о том, сколько времени уходит на изготовление такой резьбы. Несколькими годами ранее довелось коротко поговорить в Катманду с непальскими резчиками по дереву. На изготовление комплекта резных окон и двери уходит 2 года. Сколько же времени и труда ушло на обрамление этого дома. А ведь он там не один.. Изощренная и величественная архитектура готических соборов, период расцвета барокко; аллегоричный, насквозь иносказательный и символический язык древних литературных памятников-Махабхараты, Рамаяны, Старшей Эдды. Десятки тысяч книг в библиотеке Дхарамсалы, яркая роспись храмов южного и северного буддизма. Все это избыточно.. И этот ряд легко можно продолжить различными боевыми системами. Можно вспомнить изощренный( и как мне кажется, избыточный) технический арсенал китайских звериных(да и не-звериных) стилей. Грациозную и сложно обусловленную японскую стрельбу из лука, уже упоминавшееся калари-паяту.

Что тут можно сказать? Я не знаю. Но на фоне эти размышлений хочется задать вопросы нашему времени. Какова наша культура сейчас? Избыточна ли она? И если нет,то куда, в какое место современности нужно посмотреть, чтобы увидеть эту избыточно-сложную кружевную вязь? Тогда она была отражением религии, а что сейчас? Отражение чего она сейчас, если существует конечно? Глядя на современные практики боя, я не вижу этого. Сейчас они утилитарны, мастеровиты, синтетичны, эффективны а не эффектны и…гуманистичны. Может быть, их сложность видна где-то еще, куда я не догадался посмотреть?

Впрочем, возвращаясь к первому тезису, можно с уверенностью констатировать, что он дошел до наших дней неизменным. Что тогда, что сейчас, актуальные практики боя являются точным отражением текущего состояния общества, его социального устройства, его мировоззрения.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded