alienist_l

Categories:

Сериал «По законам военного времени»


 Неожиданное, но приятное открытие в карантинном периоде. 

Знаете, мне  давно хотелось чего-то подобного о войне. Вот какие у нас типы фильмов?  Попробую перечислить:
        -Героические: Эпопея Озерова, «Звезда», «Они сражались за Родину», «Брестская крепость», «Коридор бессмертия».
                      -Романтические: «Женя, Женечка и Катюша», « В бой идут одни старики»
                      - Реалистические( о войне как о работе): «Горячий  снег», « Торпедоносцы», « Батальоны просят огня», «Отряд».
Список,разумеется, произвольный и неполный, потому как не в этом цель текста.
 Мне же давно хотелось увидеть фильм, где бы…даже не знаю,как  назвать-то.. Где бы люди того времени были  показаны не схематично, не  ходульно, не в виде функции сюжета или жанра из вышеупомянутых. Там ведь  человека показывают только в том объеме, который необходим по жанру.
 А ведь в нас,в людях, много всего есть, и война существованию этого  всего не помеха. Наоборот, всё еще больше проявляется. Для такого  разворачивания требуется экранное время. И время значимо большее, нежели  1-2-3 серии. Меня очень интересуют люди того времени. Как живет в них  все человеческое? Как их жесткость, прямолинейность, сочетались с  добротой и нежностью? Как они ощущали/переживали то, что мы сейчас  называем жестокостью, нарушением прав человека, личных границ? Как могли  соединять в себе то, что нам сейчас кажется несоединимым? Как умели  яростно и с ненавистью к оппоненту спорить, а потом вместе с ним делать  что-то важное и самоотверженное? Как выживали после бесчисленных потерь и  утрат и делали это без психотерапевтов, священников и всякой помощи? За  счет чего? Как возможно было для них равнодушно перешагивать через  трупы своих же и плакать, когда убивают своих же других? Как женщинам  удавалось сохранить душу после изнасилования, как удавалось сохранить  способность любить и доверять? В ту эпоху я смотрю с огромным  удивлением, благодарностью и почтением. Для меня эти люди- титаны духа. И  при этом я не забываю, что эти же люди отправляли на расстрелы, в  лагеря своих сослуживцев, соседей, были безжалостны к оппонентам в  партийных, ведомственных разборках, спокойно применяли физическое  насилие. Как все это уживалось в людях того времени?
Первые  проблески ответов  на мои вопросы я увидел в замечательном цикле  сериалов о следователе Черкасове. Потрясающая открытость чувств,  удивительная устойчивость к своей и чужой амбивалентности, грубости. При  этом щемящая чувствительность к нежности, готовность спорить и тут же  рисковать жизнью за оппонента. Беззаветная и смелая любовь.. В общем,  там я увидел все то, что сейчас считается отклонением от нормы и  называется уже профессиональными терминами. Не счесть, сколько раз герои  этого сериала делали то, что сейчас называют: «токсичной  маскулинностью», «абъюзом», «созависимостью», «нарушением личных  границ», «неэкологичностью», «сексуальным харрасментом» и т.п.
А  несколько ранее, пару лет  назад, я прочитал одну книгу, которая  стилистически относится к жанру попаданчества. Однако по факту, это  серьезное исторически-художественное исследование сложнейшей  исторической эпохи. 1920-1930 годы ХХ века. Становление и развитие  молодого советского государства, первые пятилетки и все такое.. Автор  ставил перед собой задачу попытаться понять, как стал возможен Большой  Террор? Мы до сих пор знаем об этом, исходя из либеральной трактовки  истории, где «тиран Сталин» и «кровавый убийца Берия» уничтожили «цвет  России» и все они несут ответственность « за десятки миллионов жертв  ГУЛАГа» по Солженицыну. Либо мы имеем противоположную трактовку истории,  которая утверждает, что никаких репрессий не было.  Мне не близка ни  та,  ни другая трактовки. В общем, интереснейшая книга. Но..все это было  хоть и интересно, но все же немного не то, потому что относилось к  иному другому историческому периоду.
И вот фильм этот. «По законам военного времени». В  нем показана работа военных юристов в годы войны.
 1-й сезон-это работа в Киеве и Киевском укрепрайоне летом 1941  года.Сезон заканчивается 19-м сентября 1941 года. Это дата оставления  Киева советскими войсками. Особо трагично то, что войска, оставившие  Киев, еще не знал, что находятся уже в окружении. Юго-Западный фронт  рухнул..
2-й сезон- работа этих же военных юристов в Харькове, после выхода из окружения под Киевом.
3-й сезон. Одесса в 1944 году, недавно освобожденная от фашистов.
Жанр фильма- детектив.
 И вот в этом сериале я увидел то, что давно хотел. Цельные отношения  между людьми. В этих отношениях сплавлено воедино многое. Острейшая  межведомственная борьба между НКВД и военной прокуратурой, где  проигравшие объявлялись врагами народа, шпионами и вредителями. Ставками  в этой игре была жизнь и аппаратный весь в иерархии власти. При этом в  каждой структуре были и реальные шпионы, агенты, работающие на немцев,  лидеры целых разветвленных, глубоко законспирированных структур. И НКВД с  военной прокуратурой, а впоследствии и со СМЕРШем, упорно работали  сообща. Не забывая впрочем, периодически тянуть одеяло на себя. В этом  фильме не было ни «псов Сталина», сотрудники НКВД не показаны трусами и  садистами, как это любят делать либеральные деятели. Впрочем, нет в  нем  и «людей со светлыми лицами», что меня сильно радовало все три сезона.  Все люди, и  «наши» и « не наши» были показаны как жесткие, искренние,  бескомпромиссные. Плоть от плоти своего времени, делающие свою работу.  Делающие то, во что верили. Вышедшие из окружения под Киевом, в Харькове  наши главные герои были подвергнуты жесткой фильтрации. Лишены оружия,  документов, званий, возможностей работать.По ним были инициированы  длительные и тщательные проверки, допросы. Какой-нибудь наш современник с  ценностями «прав человека», обиделся бы на такое и, «получив  психотравму», проклял бы этот «бесчеловечный режим,  где люди-просто  винтики системы».  Наши же главные герои, испытывая те же чувства-  обиду,злость,унижение- стали работать, даже в таких условиях. Заново  завоевывая доверие и само право быть полезными. Я уже не говорю про  отвагу и личное мужество. Они вообще воспринимались как обязательные.  Это вообще никак не выпячивалось. Подразумевалось по умолчанию.
 Теперь давайте добавим сюда сложные и многоплановые отношения между  героями фильма.Разнообразные чувства, выборы,которые они совершали в  жизни. Не забудем и любовно-романтическую линию, особо обостренную на  войне. Мучительное чувство неизвестности о судьбе пропавшего в горниле  войны мужа приводит героиню к циничной отстраненности от судеб людей на  работе. Они для нее теперь-просто винтики. Становится еще более жесткой и  прямолинейной. И только отчаянные ежевечерние треугольники военных  писем, написанные мужу, но неотправленные, ибо некуда, позволяют ее душе  жить. Так и стоял этот тоскливый чемодан писем. Чемодан любви и боли  утраты.. Постепенно она становилась холодной, жестокой стервой, карающим  мечом правосудия. Перестала писать стихи, что делала в 1-м сезоне, в  Киеве летом  41-го. Вот, послушайте:
Сумерки вяжут смиренно
осени зыбкой панно,
там, за уютной таверной,
стелет туман полотно.
Дуют холодные ветры,
мерзнут в подвалах коты.
До ноября миллиметры,
с грустью своею на ты
… Гулко бормочут трамваи,
плачут дождем витражи,
кто-то преграды ломает,
кто-то – свои миражи.
Кто-то в мирах заблудился,
ищет родное плечо,
кто-то впервые влюбился,
так горячо… горячо…
Листья румяные кружат,
падают наискосок...
Кто и кому больше нужен?-
Режет вопросом висок.
Дуют холодные ветры,
мерзнут в подвалах коты,
до ноября миллиметры,
с грустью своею на ты …
Н-да..
 И не передать, как мне понравился характер и образ главного героя  фильма-следователя Ивана Рокотова. Мощный интеллект, высочайший  профессионализм, несуетная смелость и отвага, удивительная нежность к  любимой(смог передать глазами глубину чувств), лиричность, гуманность и  доброта в ее исходном понимании, тонкая человечность  с легкой  грустинкой, полное отсутствие толерантности и доброты к врагам, нелюбовь  к карьерным и аппаратными играм. В общем, люблю такое!
Главная  героиня и подруга Рокотова удалась Екатерине Климовой чуть хуже. На мой  взгляд, ей больше всего мешало..ощущение собственной красоты. Она  действительно очень красива. Такой притягательной красотой, с той томной  и притворно-холодной сексуальностью, которую я так люблю и которой  боюсь:) Поэтому мне все время казалось, что она переигрывает. Все время  приходило на ум ,что женщины тогда так не двигались, так губы не  выпячивали, так не смотрели и так не говорили. Впрочем, это мои  субъективные реакции. А как актрисе, ей удалось показать и характер, и  образ сотрудника прокуратуры. И, что особо подкупает, удалось передать  развитие этого характера. Война ведь меняет всех, и часто не в лучшую  сторону. Как долго она оттаивала рядом с вновь обретенным мужем. Каким  бережным и при этом искренним и принципиально-честным он был с ней, да и  с собой.
Теперь надо бы сказать вот что. Все то, что я написал  выше, не главное в фильме.Оно  не выходит на первый план. Авторы и не  задавались такой целью. Фильм вообще не об этом. В центре внимания в  каждой серии- та или иная детективная история и/или аппаратная игра.. А  все, что я описал, это в фоне, в подтекстах, просто в сценарных ходах и  решениях. Именно это и ценно. Что это фильм не о страданиях на войне.  Это фильм о войне прежде всего.
P.S. После просмотра полез в  интернет. Посмотреть, кто автор стихотворения этого. И на одном из  сайтов нашел отличную критическую поэтическую пародию на этот стих. Эта  пародия даже учитывает то, что стих прозвучал в этом кино). Мне  понравился как стих, так и пародия на него. Все-таки поэзия-великая  вещь. Вот послушайте:

Осень рождает туманы, ветер листвою шумит.  Любят мартышки бананы а кенгуру эвкалипт. Скачущих мыслей палитра это  успеха секрет. До ноября миллилитры а в голове винегрет. Кошки мяукают  скверно, каждой мерещится кот. Вспомнилось слово таверна, очень  красивое-вот! Употреблялось когда-то, так же как слово панно. С заднего  входа по блату бредни шагают в кино.Этот шедевр самый... самый...Только  бы не уснуть...
До ноября миллиграммы, значит осталось чуть-чуть.

Классно же написано,да?:)

P.S. Еще одна героиня во втором сезоне- женщина удивительно необычной красоты. Прямо глаз не оторвать.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded