alienist_l (alienist_l) wrote,
alienist_l
alienist_l

Categories:

Депрессии.Продолжение

Для общей связности включу в это описание часть текста, написанного ранее.

Депрессия как психопатологическая проблема.Собственно психопатология депрессии достаточно разработана.я хочу понять для себя следующее:
-Каковы принципы( законы) взаимодействия между различными сферами психической деятельности? Как устроены связи и зависимости между ними во время протекания депрессии?
Итак сферы психической деятельности:
1.Восприятие(все то,что относится к органам чувств).Сюда же в данном случае, для упрощения описания можно отнести психосенсорные расстройства(дереализация, деперсонализация),а также различные симптомы,к-рые называются вегетативными
2.Эмоции(Аффективная сфера).
3.Мышление
4.Память
5.Внимание
6.Воля.(Побуждения)
7.Моторика.
8.Влечения(половое, пищевое)

Итак, что в настоящее время понимается под депрессией?
Депрессия- угнетенное подавленное психическое состояние, характеризующееся тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательными расстройствами и другими нарушениями.
Характеризуется триадой признаков: сниженное настроение(гипотимия,тоска), идеаторная заторможенность, моторная заторможенность.
Выделяют также триаду, которая составляет ядро депрессивного расстройства.
Гипотимия
Апатия
Психическая анестезия

Рассуждая далее пришлось поставить себе вопрос- что я считаю первичным для депрессии в плане ее динамики, в плане внутренней логики развития событий? Здесь нужно отделить первичность от пускового момента. Ясно,что пусковой момент может быть различным и относиться как к эндо-,так и к экзогенным факторам.
Отвечая на этот вопрос я сформулировал 1-й постулат
1.постулат о доминантности(первичности) аффективного ядра.
Т.е. именно нахождение аффекта тоски в центре проблемы придает динамизм и задает тон в дальнейшем развитии болезни с вовлечением всех сфер психической деятельности.
Далее следует разделение на…ну условно говоря на «плюс»-депрессии и «минус» депрессии.Говоря профессиональнее,это депрессии в сочетании «тоска+ тревога» и «тоска+апатия».Чем, каким фактором определяется дальнейший путь? Почему в одних случаях диагностируется тревожная депрессия,а в других апатическая?
Размышляя над этим, сформулировал 2-й постулат.
2.Влияние наличия воли как фактора поворачивающего гипотимию в тревогу или апатию.
Если у личности выражена воля, которая осознается им как явный психический феномен, то депрессия пойдет по пути «тоска+ тревога». Если же воля недостаточна, плохо осознаваема(или сломлена) то скорее всего развитие пойдет по пути «тоска+ апатия».
Таким образом, мне представляется возможным описать взаимодействия первичного, доминантного ядра депрессии с волей.

Думаю здесь нужно внести в размышления еще один фактор. Такой как психическая анестезия.
В настоящее время психическая анестезия определяется как утрата эмоциональных реакция на окружающее. Однако наиболее литературное и талантливое описание психической анестезии дал в 1923 году В.А. Осипов: «Существо этого болезненного явления заключено в том, что будучи мало восприимчивыми или даже невосприимчивыми к различным, не только слабым, но и сильным восприятиям, больные в то же время крайне мучительно и тяжело воспринимают это. Они осознают, что стали глухими и нечувствительными к окружающим событиям, хотя они их видят и понимают, но не переживают, точно их сердце заменилось куском дерева; их чувство замерло, окаменело, они перестали входить в интересы и жить жизнью близких, утратили способность сочувствовать, их сердце обросло корою, все проходит мимо них, не интересуя; они чужды событиям, на все смотрят как бы со стороны».
Мне думается, подобное развитие, сам факт появления психической анестезии- это результат взаимодействия сниженного настроения с имеющейся у человека схемой своего «Я»,своей личности. И в рамках этой же гипотезы объясним такой факт, как экспансия психической анестезии. Последней,крайней мишенью такой экспансии является воздействие на витальные влечения (сон, аппетит, половое влечение)
Но об этом позднее.
Далее правильно будет разделить описание на два пункта.
А) гипотимия+ тревога
Б) гипотимия+ апатия.
Также нужно показать роль и место психической анестезии в каждой из этих пар. Такое разделение описаний целесообразно, т.к. роль оставшихся сфер психической деятельности будет совершенно различной, и в каждом из вариантов будет реализована разная картина депрессии.

Итак, вариант «Б»- Гипотимия + апатия

Эта депрессия классическая в том смысле, что присутствуют все компоненты триады.
Чувство тоски, с классической загрудинной локализацией, сопровождающееся чувством морального и физического бессилия. Т.е. как раз отсутствие воли или сниженная воля поворачивают аффект тоски в сторону апатии. В данном случае, при отсутствии воли, личность лишается «энергетического каркаса», что и обуславливает «расползание» аффекта тоски по всем сферам психической деятельности. Что же происходит дальше?
Вторым компонентом классической депрессивной триады является идеаторная заторможенность. Т.е. происходит ммм.. количественный и качественный дефицит мыслительной деятельности. Мысли замедляются, увеличивается время обдумывания вопросов, замедляется скорость осмысления прочитанного текста.
С указанной идеаторной заторможенностью кореллирует и моторная заторможенность, которая выражается замедленностью движений, их вялостью, скупостью, общим обеднением двигательного арсенала, значительно обедняется мимика.
Итак, первый, поверхностный взгляд на такого больного фиксирует как раз эту триаду, каждый последующий компонент которой вытекает из предыдущего и подтверждает его.
Сниженное настроение( аффект тоски)- малая воля- апатия – идеаторное и моторное торможение.
Вот тот первый, поверхностный взгляд, который,впрочем, не позволяет увидеть именно внутреннюю динамику такой депрессии, ее логику и ее ход. Что же происходит дальше?
И вот здесь как раз первую скрипку играет психическая анестезия.Именно она, развиваясь и расширяясь( экспансия психической анестезии) обуславливает вовлечение в процесс такие сферы психической деятельности как мышление, побуждения, влечения( пищевое, половое).
Ранее я высказывал предположение, что психическая анестезия это результат взаимодействия сниженного настроения с имеющейся у человека схемой «Я», причем взаимодействие это осуществляется в условиях отсутствия энергетического каркаса( воли). Именно при таких условиях и происходит экспансия психической анестезии.
Что происходит, когда это болезненное эмоциональное бесчувствие человеком осознается, т.е. мыслится? Здесь происходит первое взаимодействие с сферой мышления, первый шаг в экспансии психической анестезии. Итогом этого взаимодействия является..подробная разработка больным своего бесчувствия, фиксация на нем внимания, ощущения разнообразности и особой мучительности анестезии.В этой ситуации мышление становится «демоном» личности, многократно усиливая страдания и..расширяя их дальше. "Прислуживая" тоске, апатии и анестезии, мышление обращается к еще незатронутым сферам психической деятельности, как бы подбрасывая анестезии «пищу для поедания».Этой пищей являются побуждения и витальные чувства- голод, насыщение, половое влечение и т.п.
И наконец, еще больше расширяясь, психическая анестезия добирается и до тела, до соматических ощущений, что приводит к тому, что «не чувствуются руки, ноги, нет чувства внутренних органов, сердца». Казалось бы, уже дошли до предела, да?
Так нет, психическая анестезия идет дальше, и, вновь привлекая мышление, формирует свой собственный идеаторный комплекс, который порой доходит до нигилистического бреда и бреда Котара( «мир умер, мир сгнил вместе со мной, все скоро умрут, наступит вселенская катастрофа)
Очень хорошо эту экспансию психической анестезии описал доцент Баранов П.А:
Анестетические расстройства в тоскливо-анестетических депрессиях имеют крайнюю степень актуальности и исчерпывают собой проявления аутопсихической деперсонализации. Анестетические феномены подвергаются известной внутренней переработке и осмыслению, больные не только чувствуют, но и в значительной степени «осознают» свою эмоциональную измененность. Психическая анестезия у этих пациентов отличается значительной дифференциацией как в количественном, так и в качественном отношении. В отличие от однотипных и неразвернутых жалоб на «внутреннюю пустоту» при тревожно-анестетических депрессиях, больные с тоскливо-анестетическими депрессиями описывают анестетические расстройства более разнообразно: «бесчувствие», «безразличие», «эмоциональный паралич», «душевная тупость». Больные жалуются, что у них «угасли все движения души», «чувства на запоре». При значительной интенсивности анестетических расстройств это ощущение приобретает «витальный» характер, проецируясь больными в прекордиальную область. В этих случаях больные говорят об ощущении «камня в груди», заявляют, что «сердце заледенело». Подобное переплетение аффекта тоски и анестетических жалоб, воспринимаемых больными как нечто единое дает возможность некоторым исследователям относить психическую анестезию в подобных случаях к «витальным» аффектам, и квалифицировать как «тимическую». Дифференцированность анестетических феноменов в количественном отношении проявляется в их определенной градации от легкого притупления эмоций до полной потери способности чувствовать. Качественная дифференциация выражается в детальных описаниях воздействия «бесчувствия» на различные стороны жизни больного. Отмечается утрата душевной теплоты к близким, порой диссоциированная (например, к мужу чувства сохраняются, а к ребенку и матери пропадают), неспособность «вчувствоваться в собеседника», утрата интереса и эмоционального отношения к прежде любимому виду деятельности, утрата возможности ярко, эмоционально вспоминать, фантазировать, представлять содержание читаемой книги, получать от произведений искусства прежнее эстетическое наслаждение. Таким образом, всегда наблюдается реальная проекция анестетических переживаний на жизнь больного.
Усложнение деперсонализационных расстройств происходит не по пути увеличения удельного веса соматопсихической деперсонализации и «анестезии витальных чувств» как это имеет место в тревожно-анестетических депрессиях, а по пути количественного усиления анестетических расстройств и «захвата» анестезией всех сторон жизни больного. Начинаясь обычно с тонкого изменения эмоциональной жизни (например, утрата эстетического наслаждения от произведений искусства), анестетические расстройства достигают максимальной выраженности в чувстве утраты теплоты к близким людям. Следует отметить, что по мере нарастания анестетической симптоматики субъективное восприятие чувства тоски видоизменяется в сторону слияния с анестезией («лед в груди»), а при максимальной степени выраженности анестетических расстройств ослабляется или даже утрачивается, при этом пациенты отрицают наличие чувства тоски и какого бы то ни было страдания. В то же время подобное состояние оценивается больными как субъективно более тяжелое, чем «обычное», с чувством тоски. Нарастание выраженности анестетической симптоматики сопровождается, как правило, некоторым усилением моторного и идеаторного торможения. Однако, усиление психической анестезии и заторможенности не является полностью синхронным, часто углубление торможения «отстает», идет медленнее, что приводит к различной выраженности моторного и идеаторного торможения у больных с одинаковой степенью выраженности анестетических расстройств.
Психическая анестезия является наиболее мучительным для больных проявлением депрессии и становится основной фабулой идей самообвинения. Больные заявляют, что, будучи бесчувственными, они недостойны воспитывать детей, жить в семье, настаивают, в ряде случаев, на расторжении брака, потому что не способны ничего чувствовать в ответ на любовь супруга, считают, что из-за бесчувствия они бесполезны семье и обществу, являются для них обузой. В отличие от тревожно-анестетических депрессий у больных всегда существует система «доказательств» своей бесчувственности. Многочисленные факты, которые они приводят, призваны подтвердить, что пациенты не просто ощущают бесчувствие, но и осознают его проявления в целом ряде своих поступков (не уделяют достаточного внимание ребенку, не помогают престарелым родителям). Подобные доказательства тесно переплетались с вышеописанными идеями самообвинения.


Итак вывод:
Первичность(доминантность) аффекта тоски, не встречая сопротивления со стороны воли, приводит к апатии, которая проявляется моторной и идеаторной заторможенностью. Эта триада в свою очередь, являясь причиной возникновения психической анестезии, обуславливает ее дальнейшую экспансию на все сферы психической деятельности, дважды закольцовывается в двух сферах психической деятельности(
- в мышлении, когда вначале осознается свое бесчувствие,а затем оно осмысливается и формируется «депрессивная система ценностей и взглядов
-в аффекте, когда первично сниженный аффект в результате столкновения с психической анестезией как бы «оживляется», становясь особенно мучительным, но потом падает еще ниже)

Такова динамика и внутренняя логика развития депрессий в сочетании «гипотимия + апатия»
Tags: профессиональное
Subscribe

  • Предвыборные лозунги:)

    Вчера был пациент один. Молодой парень. Ну, там ничего такого особенного-мягкая форма шизофрении. Точнее даже не так- шизотипическое расстройство с…

  • Отец

    Он был каким-то.. неухоженным что-ли. Серая кожа, невнятная одежда, натруженные руки с тонкими полумесяцами въевшейся под ногти грязи. Он вел себя…

  • Семинар в Саратове

    5 дней ежедневных тренировок. 6 часов в день. Сотни пропущенных ударов в голову, сотни падений, тело напоминает цветущую леопардовую шкуру и..полное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments