alienist_l (alienist_l) wrote,
alienist_l
alienist_l

Category:

не знаю,как назвать


Мы смотрим на ребенка...Какие чувства у нас при этом возникают? Очень и очень разнообразные и подвести все их под одно,признать его ведущим нельзя,ибо это будет означать пренебрежение остальными.Можно сказать,чт нам н р а в и т с я смотреть на ребенка.Говоря иными словами,глядя на ребенка,у нас возникает эстетическая эмоция,мы получаем эстетическое удовлетворение.
Что же происходит? Ребенок-это уменьшенный в размерах взрослый человек.Это первое отличие,бросающееся в глаза.Т.е. можно предположить,что именно из размеров ребенка вытекает его основное достоинство в плане эстетического созерцания.Можно,конечно,возразить,что дело совсем не в размерах,а в другом.Но давайте попробуем разобраться,в чем же тогда дело.
Итак,маленьки ребенок.Мы смотрим на него и думаем о его чистоте,непорочности,какой-то захватывающей простоте и естественности.Т.е., по сути,своим внутренним взором видим в нем великого,настоящего,истинного человека,такой абсолютизированный образ,идеал,если хотите.И этот идеал по своему значению,по своим размерам гораздо больше того,малыша,к-рый смотрит на нас и улыбается.Итак,мы смотрим на маленького,а видим нечто большое,даже огромное.Следовательно дело в размерах:)
Кроме того,мы часто испытываем легкую грусть,светлую печаль или такую задумчиво-затаенную радость,глядя на ребенка.Почему так,откуда берется? А ребенокэто уменешьенная модель взрослого.К нему еще не пришел жизненный опыт,знания,еще нет устойчивых черт характера,нет тяжести и радости прожитых лет.Ребенок-это имаго бущущего и в этом смысле он меньше нас.В его присутствии мы как-то вдруг ощущаем особенно остро свою жизнь,свою судьбу,свое прожитое.Мы понимаем,что мы-нечто большее,нежели наша жизнь и рядом с ребенком это ощущается острее.Следовательно,вновь все дело в размерах
Что же еще вызывает у нас ребенок? От тешит наше чувство власти.Вспомните,как вы держали в руках какое-нибудь небольшое произведение искусства или просто предмет,к-рый вам нравился.Вы ласкаете его пальцами,ощущаете его тепло,его формы,вы любуетесь формой,цветом.Вы можете охватить его целиком,как руками,так и взглядом.С точки зрения познания,вы перевернули его процесс.Ведь познание целого всегда предполагает расчленение и познание по частям.В случае же с маленьким предметом есть возможность познать целое без мысленного расчленения на части.Так же и с ребенком.Он меньше взрослых как физически,так и духовно.Познание взрослого-сложная штука.Надо присматриваться,сопоставлять,анализировать.Одним словом,думать,расчленяя мылсенно целое на части..Ребенок проще,мы можем понять и охватить его целиком.Охватить как мыслью,так и руками.И это удивительное чувство власти над целым завораживает и восхищает.Конечно,это ощущение,что ты познал ребенка целиком,в его реальных материальных и духовных размерах,иллюзорно.Но смысл не в том,чтобы быть истинным,а в том возбуждающим интеллект и чувство ощущении удовольствия,к-рое дает нам это чувство власти.Ведь при этом не надо забывать про пункт 1,где говорилось,что в ребенке мы видим идеального,истинного человека.Т.е. это чуть ли не единственный способ ощутить,что ты властен на чем-то большИм,абсолютным и идеальным.а это вызывает ощущение,что мы можем все.Следовательно,опять дело в размерах.
Кроме того,что еще может увидеть чуть более внимательный наблюдатель?Он видит перед собой ребенка с определенными свойствами.С голубыми(карими,или любыми другими) глазами,светлыми(или темными) волосами.Он осознает,что это результат сочетания возможных,но единственных признаков и вариантов.Т.е. возможности могут быть разыми и подразумеваются.Иначе говоря,наблюдатель ощущает себя обладателем(в мыслях,конечно) тех возможностей,к-рые не реализовались в данном ребенке,а значит у него есть возможность реализовать их.Т.е. у наблюдателя появляется ощущение Творца,что само по себе прекрасно,да и к тому же поозволяет ощутить сопричастность к родителям ребенка,да и ко всем людям тоже.В конечном итоге, в своих размышлениях человех уходит от конкретного к абстрактному,от чувственно постигаемой реальности к абстрактно постигаемой.При этом очень важно понимать,что направление этих размышлений носит этически и нравственно ориентированный характер.
Итак,глядя на ребенка мы видим в нем огромное,идеальное человеческое,к-рое мы можем охватить целиком,при этом вдруг почувствовав радость и осмысленность собственной жизни,а также создать(или актуализировать) у себя умопостигаемые,живые ценности на уровне философских обобщений
Tags: общие размышления
Subscribe

  • Этика и этичность поступков

    Давно хотел записать мысль об этом. Настоящий этичный поступок(мысль) всегда спорен, сомнителен для внешнего наблюдателя. Да и для самого человека…

  • О науке и магии (К.Леви-Строс. "Неприрученная мысль")

    Размышления о книге,критика отдельных положений и т.п. Интересно,что Леви-Строс,говорит о науке и магии в аспекте детерминизма. ...Но разве не…

  • Ночь.Скорая...

    Что-то безумное,абсурдное, и в то же время истинное и пронзительно-настоящее есть в том,чтобы под гимн России в 2 часа ночи ехать на вызов к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments